Государственное регулирование продовольственного рынка

30.05.2017, Вторник

30 мая 2017 года Рабочая группа депутатов ГД ФС РФ «По вопросам законодательного обеспечения и поддержки доступа и ценообразования продукции региональных производителей в торговые сети» приняла участие в  круглом столе по вопросам государственного регулирования продовольственного рынка.

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) совместно с Центром социального проектирования «Платформа» представили результаты исследования отношения населения и экспертного сообщества к вопросам государственного регулирования продовольственного рынка.

Исследование проводилось в апреле-мае 2017 г., включало федеральный опрос населения, фокус-группы в крупных российских городах, а также экспертные интервью среди ключевых аудиторий.

В свете дискуссий вокруг законодательных инициатив в области торговли считаем данное исследование своевременным и необходимым для понимания актуальных потребностей различных групп населения нашей страны.

Идею ограничения работы супермаркетов в будни и выходные дни поддерживают 15% россиян, чаще это мнение разделяют респонденты в возрасте 60 лет и старше (26%). Большинство граждан (82%), однако, относятся к предложению отрицательно, 68% считают, что такое решение государства создаст для них массу неудобств (далеко идти, невозможность купить что-то вечером, отсутствие широкого ассортимента в маленьких магазинах), а 39% полагают, что ограничение конкуренции приведет к росту цен в маленьких магазинах и на продуктовых рынках.

Считают, что такие меры приведут к сокращению количества магазинов, 28% респондентов – к дефициту продукции, спекуляциям и перебоям с поставками. В то, что цены снизятся, а качество жизни людей улучшится, верят 25%.

При этом подавляющее число россиян не готовы мириться с падением качества своей жизни ради снижения цен. Так, 88% россиян не согласны на снижение качества продуктов ради установления более низких цен на продукты первой необходимости. За высокое качество обслуживания и широкий ассортимент готовы платить больше 83% и 80% респондентов соответственно. 73% опрошенных не готовы ради более низких цен мириться с дефицитом продуктов первой необходимости, 56% — с сокращением числа магазинов. Для трех четвертей (75%) покупка на товарных базах и загородных рынках не является приемлемым способом экономии.

Ключевую роль государства в регулировании продовольственного рынка население видит в поддержке национального производителя и развитии фермерства (58% и 43% соответственно), а также в контроле за качеством продукции (53%). Фактор качества одинаково важен для всех респондентов вне зависимости от возрастной категории.

В целом за прошедший год 67% населения стали в той или иной степени экономить на продуктах, в т.ч. 27% — существенно. Чаще чем в среднем по выборке значительно экономят респонденты пенсионного возраста (34%), жители крупных городов (34%).