Как навредило потребителю эмбарго на продукты

12.03.2015, Четверг

Депутаты внесли на рассмотрение Госдумы законопроект, в котором предлагается запретить президенту и правительству самостоятельно принимать решения о введении экономических санкций

В конце февраля несколько депутатов внесли на рассмотрение Госдумы законопроект, в котором предлагается запретить президенту и правительству самостоятельно принимать решения о введении экономических санкций – то есть фактически отменить продовольственные санкции августа 2014 года. Главная причина, которая подвигла к подготовке этого законопроекта, – неисполнение важнейшего положения августовского указа президента, которым и были введены санкции: «недопущение ускоренного роста цен на сельскохозяйственную и продовольственную продукцию».

Безусловно, частично рост цен на продукты объясняется девальвацией рубля, но столь же несомненно, что продовольственные санкции внесли свой весомый вклад в этот процесс. Тем более что сейчас, когда цена на нефть подрастает, а рубль стабилизировался, продовольственные цены продолжают свое ралли, начавшееся сразу же после введения санкций. Бразилия, например, вскоре подняла цены на свинину, Фарерские острова (часть Дании, не включенная в санкционный список) – на лосося. Уже через два месяца министр финансов Антон Силуанов заявил, что резкое повышение цен на продовольствие стало следствием продуктового эмбарго. После принятия санкций продовольственная инфляция стала заметно опережать общую инфляцию.

Да, постепенно в России будет происходить импортозамещение (хотя и при понижающемся качестве и более высокой себестоимости). Но на это потребуется несколько лет, а проблемы на потребительском рынке обостряются уже сейчас. И это напрямую затронет макроэкономические процессы. Если доля продуктов в расходах домохозяйств в 2010 году составила 30%, а к 2014 году выросла до 40%, то прирост на следующие 10 пунктов, до 50%, по некоторым прогнозам, может произойти всего за год – до конца 2015 года. Следствие очень простое – снижение доли расходов домохозяйств на другие виды товаров и услуг. Стоит ли в этой ситуации удивляться нарастающей задолженности по ЖКУ (например, в Москве задолженность граждан за коммунальные услуги за последний год выросла на 30%)?

Кстати, уже к декабрю 2014 года, по подсчетам ФБК, продовольственные санкции обошлись российскому потребителю в дополнительные расходы порядка 45 млрд руб., а до августа 2015 года эти дополнительные издержки могут составить еще около 100 млрд. В основном эту переплату получат зарубежные поставщики, цены отгрузки которых не контролируются ФАС или прокуратурой России. Сравните эту цифру с 20 млрд руб., которые правительство предполагает выделить на поддержку импортозамещения российским сельхозпроизводителям.

Источник: РБК daily Валерий Зубов, депутат Госдумы