Экспертным Советом Рабочей группы депутатов ГД ФС РФ «По поддержке отечественного регионального производителя» (далее, Экспертный Совет РГ) было принято решение о проведении заседания Рабочей группы на тему «Перспективы создания и развития оптовых продовольственных распределительных центров», с целью обсудить состояние и проблемы развития оптово-распределительных центров (ОРЦ), включающих в себя предприятия по первичной переработке, производству полуфабрикатов, упаковке, оказанию транспортных, финансовых и других услуг.
Заседание открыли Председатель Рабочей группы, депутат Государственной Думы ФС РФ А.Д. Крутов, Сопредседатель Рабочей группы, Начальник Управления контроля социальной сферы и торговли Федеральной антимонопольной службы Т.В. Нижегородцев; Сопредседатель Рабочей группы, Президент ВОК, Председатель комитета ТПП РФ по качеству Г.П. Воронин; Председатель Экспертного совета Рабочей группы О.Я. Знаменская.
В ходе работы Экспертного Совета РГ были проанализированы международный опыт и наиболее успешные практики организации оборота продовольственной продукции на примере ряда европейских стран. Итоги рассмотрения данного вопроса свидетельствуют о том, что в современных товаропроводящих системах продовольственной продукции развитых стран важным звеном являются специализирующиеся на скоропортящихся товарах оптово-распределительные центры, включающие в себя предприятия по первичной переработке, производству полуфабрикатов, упаковке, оказанию транспортных, финансовых и других услуг. При этом в условиях современного динамично развивающегося продовольственного рынка ОРЦ, благодаря своей высокой организации, играют роль не только оптово-логистических платформ, где создаются максимально комфортные условия для прямого взаимодействия производителей продовольствия, оптовиков, представителей розничной торговли и потребителей, но и своеобразного механизма, обеспечивающего транспарентность формирования справедливой рыночной цены.
Председатель Рабочей группы А.Д. Крутов отметил, что Рабочая группа активно включается в работу по созданию ОРЦ, будет разработан план мероприятий.
Сопредседатель Рабочей группы, Начальник Управления контроля социальной сферы и торговли Федеральной антимонопольной службы Т.В. Нижегородцев подчеркнул, что не следует заниматься самодеятельностью, а необходимо выдвинуть гипотезу и согласовать действия всех заинтересованных участников в деле создания ОРЦ.
В работе заседания приняли участие представители органов государственной власти, союзов, общественных организаций, федеральных и отраслевых средств массовой информации.
В обсуждениях ключевых проблем приняли участие заместитель Директора Департамента государственного регулирования внутренней торговли Министерства промышленности и торговли РФ В.К. Ардисламов; Вице-президент Федерации рестораторов и отельеров по внешней политике В.В. Баканов; Исполнительный директор АКОРТ А.Н. Карпов; Председатель оргкомитета Рабочей группы, Генеральный директор НП Центр «Содействие» А.Н. Фомичев; а также представители ритейл сетей СТОКМАНН, ОКЕЙ, МЕТРО, МАГНОЛИЯ, ОЛИВЬЕ, X5 RETAIL GROUP N.V.
Эксперты Рабочей группы выразили серьезную обеспокоенность в отношении несовершенства отечественных товаропроводящих цепочек и высокой концентрации оборота продовольственной продукции в руках незначительного количества частных структур, стремящихся к монополизации рынка. Председатель Экспертного совета, Ответственный секретарь Рабочей группы О.Я. Знаменская подчеркнула в своем выступлении, что необходимо создание общенациональной сети ОРЦ в целях обеспечения должной реализации положений Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации. Была также отмечена важность выполнения данной задачи в рамках единого федерального проекта, имеющего высокое социально-экономическое значение и стратегический характер.
Эксперты констатировали, что оптово-распределительные продовольственные центры являются одним из ключевых элементов современной рыночной инфраструктуры. Как показывает практика, при помощи ОРЦ выполняется задача круглогодичного обеспечения населения крупных агломераций и промышленных центров свежими высококачественными продуктами питания по справедливым рыночным ценам. В то же время для товаропроизводителей и перерабатывающих предприятий решается проблема сбыта, что в свою очередь приведет к росту оборота средств от реализации продукции. При этом на платформе ОРЦ для всех производителей создаются равные условия для прямого контакта с конечным потребителем на базе здоровой рыночной конкуренции.
В свою очередь государству отводится роль организатора данной оптово-логистической платформы, устанавливающего единые правила поведения и стандарты качества с целью комплексной структуризации оптовой торговли продуктами питания и создания дополнительных источников поступления средств в государственный бюджет.
Подобные комплексы, создаваемые при участии государства, решают целый спектр важнейших задач, в частности: обеспечение формирования и соблюдения стандартов; обеспечение эффективного ветеринарного и фитосанитарного контроля безопасности и качества продуктов, а также контроля их происхождения; обеспечение транспарентности рынков, формирования справедливой цены; оказание поддержки малому и среднему бизнесу; создание концентрированной производственной базы для комплексной предпродажной подготовки продукции; увеличение товарооборота.
В работе заседания принял участие заместитель Министра сельского хозяйства Калужской области, Начальник Управления отраслевого развития Правительства Калужской области Г.М. Луценко. Г.М. Луценко в своем выступлении отметил усиление контроля за качеством пищевой продукции и продовольственного сырья в Калужском регионе.
Мнение по поводу необходимости ОРЦ высказали представители бизнес сообщества: ООО «Кубань-Вино», Птицефабрика «Акашевская», ООО «БИСКОТТИ ПЛЮС», ООО «Фирма НУЖНАЯ».
На сегодняшний день в российской инфраструктуре такое звено фактически отсутствует. Движение продукции от производителей к потребителям осуществляется в основном через крупные торговые сети, стремящиеся к монополизации торговли. При этом отечественный производитель вынужден самостоятельно решать проблемы выстраивания логистических цепочек до конечного потребителя, что само по себе весьма обременительно, особенно для представителей малого и среднего предпринимательства. Отсутствие налаженных и соответствующих современным требованиям логистических связок создает комфортные условия для многочисленных участников рынка, паразитирующих на всех товаропроводящих цепочках, что в свою очередь сказывается на необоснованном росте цен на многие базовые продукты, а также препятствует становлению открытого и транспарентного рынка.
Таким образом, очевидно, что дефицит логистической инфраструктуры препятствует развитию внутреннего товарооборота и наносит весьма ощутимый ущерб, как отечественным производителям продукции питания, так и ее конечным потребителям.
С целью разрешения указанных выше проблем и создания современной и инновационной структуры рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Экспертный Совет РГ обращается к органам государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации с предложениями:
- Использовать механизмы экономически значимых региональных программ в рамках «Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» для развития проектов по созданию ОРЦ.
- Консолидировать усилия федеральных и региональных органов исполнительной власти, а также отраслевых научных и проектных центров, предприятий агропромышленного сектора и рыбной отрасли для разработки единой концепции развития сети ОРЦ в Российской Федерации;
- В целях разработки требований к проектам, претендующим на получение государственной поддержки и формирования критериев отбора экономически значимых региональных программ создания ОРЦ предложить Минсельхозу России сформировать консультационный совет из специалистов отраслевых союзов, научных центров и представителей бизнеса;
- Предложить Минсельхозу России инициировать развитие нормативно-правового и методического обеспечения деятельности по созданию ОРЦ, включая:
4.1 разработку и принятие необходимых законодательных актов, в частности отдельного закона об оптово-логистических продовольственных распределительных центрах, где будут сформулированы принципы создания, эксплуатации и управления ОРЦ;
4.2 разработку и утверждение государственной подпрограммы «Создание сети оптово-распределительных торгово-производственных продовольственных комплексов», которая должна быть увязана с организацией системы идентификации сельскохозяйственной продукции для эффективного ветеринарного и фито-санитарного контроля внутри страны и контроля за перемещением сельскохозяйственной продукции, а также для развития экспорта;
4.3 разработку и утверждение подзаконных актов, где будут четко указаны механизмы финансирования при создании комплексов и территориальные принципы их размещения - В целях использования международного опыта создания и развития ОРЦ, опираясь на факты складывающегося двустороннего сотрудничества, рекомендовать привлечение в дальнейшем представителей компаний «Меркаса» (Испания) и «Ранжис» (Франция) в качестве экспертов-консультантов и, возможно, соисполнителей проектов по развитию ОРЦ в России.